Кафедра биологии и методики её преподавания
Скрипникова М. К.
Подразделы:
Заведующий: Скрипникова Марина Константиновна


Эл. почта: skr.m@mail.ru
Адрес: Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Совесткая, д.274, № 10, 2 этаж, аудитория 21

О кафедре:

Кафедра биологии и методики её преподавания создана на основании решения Учёного Совета университета от 29.04.13 (протокол №8) путём объединения кафедры биологии и основ сельского хозяйства и кафедры зоологии и экологии. Кафедра биологии и методики её преподавания создана на основании решения Учёного Совета университета от 29.04.13 (протокол №8) и утверждена приказом ректора для различ​ных форм получения высшего профессионального образования (очной, очно-​заочной, заочной).


Время работы: понедельник-пятница с 8.00 до 17.00, перерыв с 12.00 до 13.00

Кафедра биологии методики её преподавания является выпускающей кафедрой факультета естественнонаучного и гуманитарного образования педагогического института Мичуринского ГАУ.

В основе её функционирования лежат следующие документы:

- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

- Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузов​ском профессиональном образовании»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учрежде​нии высшего профессионального образования (высшем учебном заведе​нии)»;

- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г № 197-ФЗ;

- Федеральные государственные образовательные стандарты высшего про​фессионального образования;

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 26.11.2002 г. № 4114 «Об утверждении положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Россий​ской Федерации»;

- Устав Университета;

- Локальные нормативно-правовые акты Университета.

- Положение о выпускающей кафедре ФГБОУ ВПО МичГАУ, введённое 08.07.2013 года и утверждённое приказом ректора университета от 17 июня 2013года.

- Положение о кафедре биологии и методике её преподавания ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ года утверждённое приказом ректора университета.

Кафедра биологии и методики её преподавания является учебно-научным структурным подразделением, осуществляющим учебную, методическую и научную работу; реализует подготовку студентов по направлениям «Педагогическое образование»,  «Психолого-педагогическое образование», «Туризм», «Социальная работа» и является выпускающей в Социально-педагогическом институте.

В 2014  - 2015 учебном году на кафедре открыта магистратура по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Биологическое образование». Руководитель магистратурой - доктор педагогических наук, проректор по непрерывному агробизнесобразованию Мичуринского ГАУ Симбирских Е.С.
На кафедре функционирует аспирантура по научным специальностям 03. 01.05 – Физиология и биохимия растений и 03.02.07 – Генетика.

Кафедра является развивающейся системой и готова к расширению образовательных услуг по различным уровням образования: бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. 

Краткая история кафедры.

Кафедра биологии и методики её преподавания была создана на основании решения Учёного Совета университета от 29.04.13 (протокол №8) путём объединения двух старейших кафедр педагогического института  - кафедры биологии и основ сельского хозяйства и кафедры зоологии и экологии. Обе эти кафедры имели длительную историю существования и развития в стенах педагогического института. 

Как только  в Мичуринске был создан Педагогический институт, в нём были организованы кафедра ботаники и кафедра зоологии и химии.  Приказом №153 (1952г.) кафедру зоологии и химии разделили на отдельные  кафедры зоологии и химии. По мере развития педагогического института кафедры ботаники и зоологии успешно функционировали, развивались, менялись их названия. Решением Учёного Совета МГПИ от 08. 06. 1992 г. кафедра ботаники была переименована в кафедру биологи и основ сельского хозяйства, а 4 февраля 1999 года (приказ 27- кс от 04. 02. 1999г.) кафедра зоологии и медико-биологических дисциплин стала называться кафедрой зоологии и экологии.

В последствие на кафедрах создавались научные и научно-методические подразделения, способствующие совершенствованию образовательной и научной деятельностей кафедр. Были созданы экологический центр, лаборатория экологии и биотехнологии, филиал кафедры биологии и основ сельского хозяйства при МУ « Центр инновационных технологий г. Мичуринска-наукограда». Кафедры имели договора о научном сотрудничестве с Главным ботаническим садом РФ, Южным научно-исследовательским центром, Международным фондом биотехнологий им ак. И.Н.Блохиной.

Кафедрами на протяжении их существования  руководили такие видные ученые как: Е.Ф.Кошкина, Е.С.Черненко, С.П.Яковлев, Н.П.Романова в области ботаники и сельского хозяйства и Ф.А.Смирнов, В.К.Рымашевский, А.Н.Поздняков, И.Г.Фирсов, В.И.Щеголев, Л.И. Касандрова, Л.Ф.Скрылёва в области зоологии и экологии.

Несмотря на различный спектр реализуемых на кафедрах биологических дисциплин, в научно- исследовательской деятельности кафедр были отдельные общие направления. Обе кафедры принимали активное участие в изучении природы Тамбовского края и в природоохранной деятельности. Составление Красной книги животных и растений Тамбовской области, описание особо охраняемых природных территорий (ОПТ), составление кадастров животных и растений, мониторинг численности редких видов, разработка методов увеличения их численности,  проводимые под руководством Управления по охране окружающей среды и природопользования Тамбовской области (рук. Петрова Н.П.), сблизили коллективы кафедр, позволили им успешно сотрудничать в области  охраны природы и рационального природопользования. По этим направлениям научной деятельности  кафедры имели видимые достижения. Кафедра зоологии и экологии победила в конкурсе «Национальная экологическая премия» за создание проекта «Биотехнические мероприятия по защите промышленных садов от вредителей с привлечением птиц и жуков-жужелиц», была признана ведущей научной школой Тамбовской области по исследованию биоразнообразия антропогенно-трансформированных территорий, победила в областном конкурсе «Региональная поддержка научных исследований, проводимых среди научных школ Тамбовской области» (приказ Управления образования и науки области от 28.01.2008 № 163). Не отставала от её и кафедра биологии и основ сельского хозяйства. В лаборатории экологии и биотехнологии кафедры был разработан способ получения бактериального удобрения с высоким уровнем азотофиксирующей способности (патент № 2390517), за который авторы разработки были удостоены в 2010 году золотой и серебряной  медалями ЦВК «Экспоцентр» (Москва).  Микробные консорциумы «Активир» и «Стим», полученные на кафедре, прошли испытания в производственных условиях, и продемонстрировал высокую биологическую активность. За это в 2011 году была получена медаль ЦВК «Экспоцентр» (Москва) с формулировкой  «За создание и внедрение в практику садоводства новых методов органического земледелия».

Обе кафедры принимали активное участие в хоздоговорных работах, ежегодно принося в бюджет факультета несколько сотен тысяч рублей.

С 1995 года кафедра  биологии и основ сельского хозяйства осуществляет подготовку аспирантов по научным специальностям 03. 01.05 – Физиология и биохимия растений и 03.02.07 – Генетика. За отчётный период окончили аспирантуру 10 человек, защитили кандидатские диссертации 6 человек.

Большое внимание на кафедрах уделялось работе со студентами, интересующимися наукой. Научно – исследовательские проекты студентов нередко завоёвывали призовые места на областных конкурсах. За это студенты  - победители удостаивались именных стипендий и грантов, а их научные руководители получали благодарности от администрации области.

Очень большую помощь сотрудники кафедр оказывали учителям города и области по разным направлениям их деятельности: в организации и проведении научно – методических семинаров,  в организации и проведении НИР обучающихся, в подготовке и проведении интегрированных уроков.

Участвуя в реализации программы непрерывного агробизнесобразования, сотрудники кафедры под руководством проректора по непрерывному образованию Симбирских Е.С. и администрации педагогического института принимали участие в подготовке научно – методического обеспечения для Татановской СОШ, Избердеевской СОШ, курируют работу кабинетов биологии этих школ и их исследовательских лабораторий.

Миссия кафедры базируется на следующих  документах:

-законе РФ «Об образовании»,

-федеральном государственном образовательном стандарте общего образования,

-федеральной целевой программе развития образования  на 2016 – 2020 годы,

-проекте государственной программы Российской Федерации «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2013-2020 ГОДЫ»,

-государственной программе развития АПК на период до 2020 года,

-образовательном стандарте образования по биологии,

-миссии Мичуринского государственного аграрного университета,

-миссии Социально-педагогического института Мичуринского государственного аграрного университета.

Политика  кафедры в области качества

Кафедра является  отрытой, развивающейся системой, интегрированной в образовательное, научное и инновационное пространство университета.

Цель кафедры – совершенствование образовательного процесса, основанное на принципе развития творческих способностей преподавателей и  студентов, использовании совокупности традиционных и новых технологий обучения.

Основной задачей кафедры на современном этапе  является подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста, готового к продуктивной профессиональной деятельности, к быстрой адаптации в условиях научно-технического прогресса, владеющего технологиями своей специальности, умением использовать полученные знания при решении профессиональных задач.

Кафедра ведет следующую политику в области повышения качества образования.

1. Соответствие системы образования кафедры системе образования России.

Система образования в России — открытая, непрерывно развивающаяся обладающая рядом особых свойств:    

​ соответствует времени и основывается на стратегии развития общества и человека в нем,

​ ориентирована на будущее,

​ постоянно обновляется целями, содержанием, образовательными технологиями, организационными формами, механизмами управления,

​ развивает планетарного мышление, осуществляет воспитание человека, творящего в духе общечеловеческих ценностей и готового цивилизованно решать глобальные экологические, экономические, энергетические, продовольственные и иные задачи. 

2. Соответствие системы образования кафедры системе образования Мичуринского ГАУ.

​ развитие системы качества на основе признанных моделей обеспечения качества образования, требований и рекомендаций стандартов ИСО серии 9000 и ENQA;

​ совершенствование структуры и содержания образовательных программ в рамках многоуровневой системы профессионального образования;

​ повышение качества учебно-методического, материально-технического, информационного и кадрового обеспечения образовательного процесса;

​ активное применение инновационных методов обучения и технологий оценки качества знаний обучающихся;

​ взаимовыгодное сотрудничество с российскими и зарубежными научно-образовательными учреждениями и обеспечение высокого доверия партнеров к университету;

​ развитие академической среды, направленной на творческую самореализацию личности, обладающей ответственностью, гражданским самосознанием и потребностью к непрерывному образованию на протяжении всей жизни.

Реализация политики в области качества обеспечивается на основе следующих принципов:

​ фундаментальная подготовка и гармоничное развитие личности обучающихся;

​ интеграция учебного процесса и современных научных исследований;

​ ориентация на текущие и перспективные потребности рынка труда;

​ лидерство и персональная ответственность руководителей вуза, обеспечение четкого понимания каждым членом коллектива своих полномочий и ответственности в области качества;

​ мотивация и поощрение преподавателей и сотрудников университета, демонстрирующих мастерство, компетентность и преданность делу;

​ привлечение студентов к участию в мероприятиях и проектах по улучшению качества образования;

​ использование современных методов и инструментов менеджмента качества для совершенствования деятельности подразделений и процессов университета;

​ систематическая актуализация Политики в области качества на основе изменения требований всех сторон, заинтересованных в качестве образовательной деятельности университета.

Основные мероприятия кафедры по реализации политики совершенствования образовательного процесса.

Задача

Мероприятие

Повышение качества образования:

Комплекс мероприятий

Повышение профессионального уровня преподавателей

 

 

 

 

 

 

 

 

Самообразование

Курсы повышения квалификации

Повышение мобильности. Посещение других кафедр университета и др. вузов  с целью ознакомления с передовым опытом.

Приглашение для чтения лекций ведущих учёных, преподавателей и учителей  из других образовательных и научных учреждений.

Участие в деятельности научной школы факультета по проблемам  естественно – научного образования.

Проведение научных и методических семинаров.

Подготовка публикаций по проблемам методики  преподавания в высшей школе  учебных дисциплин, закреплённых за кафедрой

Интеграция в школьное образование. Участие в работе Всероссийского педагогического семинара по направлению «Биологическое образование».

Совершенствование системы наставничества

Совершенствование технологий образования

Проведение научно – практических семинаров по проблемам образования и методике преподавания

 

 

 

 

 

 

 

Организация и проведение мастер – классов.

Проведение открытых лекций и лабораторных занятий

Усиление практической направленности обучения будущих учителей.

С этой целью  совершенствование методики проведения полевых практик по всем учебным дисциплинам.  По методике преподавания биологии и биологическим основам сельского хозяйства составление комплексной программы: «Опытническая работа по биологии в общеобразовательной школе», реализация этой программы с целью тиражирования её для сельских школ страны на агробиостанции педагогического института.

С этой целью проведение реорганизации отделов биостанции, повышение их образовательной значимости.

Участие в организации и проведении курсов повышения квалификации для учителей.

Вовлечение студентов в работу научно – практических семинаров и мастер – классов.

Проведение интернет – лекций и интернет– семинаров.

Совершенствование внеучебной деятельности со студентами

Интеграция кафедры  в школьное образование области

 Кафедра совместно  с Управлением образования и науки области является куратором биологического образования в  школах области  в системе непрерывного агробизнесобразования.

В данный момент контролирует проектную деятельность в 30 школах,  принимает самое активное участие в реализации копцепции Татановской СОШ и Избердеевской СОШ.

Мониторинг компетенций обучающихся

 

Проведение контролирующих мероприятий согласно  требованиям отдела мониторинга качества образования агроуниверситета.

Подготовка студентов к участию в конкурсах, олимпиадах, грантах и т.п.

Совершенствование научной деятельности кафедры

 

 

 

 

 

 

 

Участие кафедры в реализации научной политики университета

Расширение и углубление научных исследований в рамках тем НИР, кафедральной, научной школы А.В.Верзилина,  лаборатории экологии и биотехнологии.

Мониторинг грантовой политики Российской Федерации, участие в грантах

Публикации в ведущих индексируемых изданиях РФ и мира.

Участие в научных форумах,  симпозиумах, конференциях разного уровня.

Продолжение подготовки аспирантов  по специальностям «Физиология растений», «Генетика».

Участие в системе непрерывного образования

 

 

 

 

Расширение кругозора  ППС за счет использования различных форм (самообразования, повышения мобильности, широкого внедрения в информационное пространство, участия в дистанционных форумах по проблемам образования). 

В целях реализации принципа доступности образования для граждан РФ проведение  научно – популярных лекций и семинаров по актуальным проблемам современной биологии в том числе и интерне – лекций.

Подготовка к реализации на кафедре образовательной программы магистратуры по  направлению «Биологическое образование»

Участие в разработке сквозной программы «Биологическое образование» для всех ступеней образовательного процесса.

Подготовка программ, учебных и учебно – методических пособий элективных курсов.

 

Миссия:
предоставление образовательных услуг с целью обеспечения общеобразовательных учебных учреждений высококомпетентными, конкурентноспособными кадрами в области биологического образования; интеграция в образовательное пространство института, университета, Российской Федерации, мира на основе единства учебной, научной, инновационной деятельности при соблюдении принципов гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, диверсификации, стандартизации, многовариантности, многоуровневости, фундаментализации, компьютеризации, информатизации, индивидуализации, непрерывности применительно к тем, кто обучается и к тем, кто обучает

Тема исследования:
  • Изучение биологических особенностей устойчивости и повышения продуктивности естественных и антропогенно-трансформированных сообществ.
Учебники и уч. пособия:
  • Брюхина С.А., Скрипникова М.К., Яковлева С.С., Чмир Н.М., Чмир Р.А. Земляника в школьном и любительском саду //Земляника в школьном и любительском саду: учебное пособие по биологическим основам сельского хозяйства для студентов педагогических институтов, учителей и учащихся общеобразовательных учреждений. - Мичуринск: МГПИ, 2004. 64 с.
  • Брюхина С.А., Яковлева С.С. Изучение биологических основ сельского хозяйства в педагогическом институте. 2-е изд. испр. и доп. - Мичуринск: изд-во МГПИ, 2005. - 86 с.
  • Брюхина, С.А., Пучнин А.М., Цуканова Е.М., Чмир Р.А. Экология и биология лекарственных растений./ Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. - 106 с.
  • Верзилин А.В. Плодовые и ягодные растения на приусадебном участке./ Мичу-ринск: МГПИ, 2008. – 138 с
  • Географическое краеведение: 6 класс: рабочая тетрадь / авт.-сост. : А.Ю. Околелов, Л.Д. Бобылева, С.К. Неуймин. – Мичуринск: ФГБОУ ВПО «МичГАУ», 2011. – 37 с.
  • Географическое краеведение: 6 класс: учебное пособие / авт.-сост. : А.Ю. Околелов, С.К. Неуймин, Л.Д. Бобылева. – Ми-чуринск: ФГБОУ ВПО «МичГАУ», 2012. – 129 с.
  • Географическое краеведение: методическое пособие / авт.-сост.: Л.Д. Бобылева, А.Ю. Околелов, С.К. Неуймин. – Мичуринск: ФГБОУ ВПО «МичГАУ», 2012. – 160 с.
  • Дьяконова, И.В. Городская орнитология: курс лекций. – Мичуринск, 2009. – 107 с.
  • Касандрова Л.И. Зоология беспозвоночных. Руководство к самостоятельной работе студентов факультета биологии. – Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2004. – 40 с.
  • Касандрова Л.И. Методическое руководство для полевой практики по зоологии беспозвоночных, для студентов факультета биологии. – Мичуринск: МГПИ, 2007.- 28с.
  • Касандрова Л.И. Руководство к самостоятельной работе по курсу «Зоология беспозвоночных», для студентов факультета биологии. – Мичуринск: МГПИ, 2007.- 48 с.
  • Касандрова Л.И. Руководство к самостоятельной работе по курсу «Общая экология», для студентов факультета биологии. – Мичуринск: МГПИ, - 2007. – 36 с.
  • Касандрова Л.И. Руководство к самостоятельной работе по курсу «Общая экология», для студентов факультета биологии. – Мичуринск: МГПИ, 2007.- 68с.
  • Константинов В.М. Практикум по прикладной и региональной экологии: учебное пособие по экологии для студентов биологических специальностей педвузов и учителей биологии и экологии / В.М. Константинов, А.О. Шубин, А.Ю. Околелов. – Мичуринск: МГПИ, 2004. – 123 с. Издание с грифом УМО
  • Лукьянова Е.А. Биология с основами экологии (рабочая тетрадь)./ Мичуринск: ИПЦ ФГОУ ВПО МичГАУ, 2007. – 39 с.
  • Лукьянова Е.А. Ботаника с основами фитоценологии./ Мичуринск: МГПИ, 2010. - 102 с.
  • Лукьянова Е.А., Скрипникова Е.В. Экологические основы агробизнеса Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы Тамбов, 2012.
  • Лукьянова Е.А., Скрипникова Е.В. Экологические основы агробизнеса. Рабочая тетрадь для учеников.- Тамбов, 2012.- Мичуринск, ФГБОУ ВПО «МГПИ», 2011. – 46 с.
  • Лукьянова Е.А., Скрипникова Е.В., Протасова Е.С. Экологические основы агробизнеса Методическое пособие для учителей биологии и экологии по программе непре-рывного агробизнес – образования в Тамбовской области Тамбов, 2012.
  • Лукьянова, Е.А. Словарь терминов по морфологии и анатомии расте-ний./Мичуринск: ИПЦ ФГОУ ВПО МичГАУ, 2008. – 33 с.
  • Микляева М.А. Рабочая тетрадь по курсу «Биогеография» для студентов факультета биологии. – Мичуринск, 2007. – 36с.
  • Микляева М.А. Тетрадь для самостоятельной работы по биогеографии для студентов биологических специальностей. – Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2004. – 18 с.
  • Околелов А.Ю. Естественнонаучная картина мира. Практикум. Учебно-методическое пособие. – Мичуринск: ФГБОУ ВПО «МГПИ», 2012. – 52 с.
  • Околелов А.Ю. Изготовление наглядных пособий. Учебно-методическое пособие – Мичуринск: МГПИ, 2006. – 98 с.
  • Околелов А.Ю. Концепции современного естествознания: курс лекций. – Мичуринск, 2007. – 161 с.
  • Околелов А.Ю. Курс лекций по социальной экологии и природопользованию (раздел «Социальная экология» Часть 1. – Мичуринск, 2007. – 162с.
  • Околелов А.Ю. Региональная экология: Рабочая тетрадь для студентов факультета биологии. – Мичуринск, 2007. – 49с.
  • Околелов А.Ю. Социальная экология и природопользование. Раздел Социальная экология: рабочая тетрадь для студентов факультета биологии. – Мичуринск, 2007.- 46с.
  • Околелов А.Ю., Дьяконова И.В. Концепции современного естествознания. Практикум: учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. Мичуринск: МГПИ, 2008. – 104 с. Издание с грифом УМО
  • Околелов А.Ю., Дьяконова И.В. Концепции современного естествознания: практикум. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мичуринск, 2007. - 104с.
  • Организация проектно-исследовательской деятельности в школе. Сельский туризм: методическое пособие для учителей/ авт.-сост. А.Ю. Околелов. – Мичуринск: ФГБОУ ВПО «МичГАУ, 2012. 57 с.
  • Попова А.А. Зоология беспозвоночных: методическое руководство для лабораторных и самостоятельных работ для студентов 1 курса факультета биологии заочного отделения. – Мичуринск: МГПИ, 2007.- 90с.
  • Родимцев, А.С. Полевая практика по общей экологии: учебно-методическое руководство – Мичуринск: МГПИ, 2011. – 95 с.
  • Романкина М.Ю. Руководство к самостоятельной работе по курсу «Общая экология» для студентов 4 курса факультета биологии – Мичуринск, ГОУ ВПО «МГПИ»: 2004. – 19 с.
  • Романкина М.Ю. Руководство к самостоятельной работе по курсу «Общая экология»: Рабочая тетрадь для студентов 4 курса факультета биологии (заочное отделение). – Мичуринск, МГПИ. 2007.- 17с.
  • СавельевН.И., Спицын И.П. Общая генетика./Мичуринск – наукоград РФ, из-во ВНИИГиСПР им. И.В. Мичурина, 2006. – 204 с.
  • Скрипникова Е.В., Скрипникова М.К. Использование микроорганизмов в восстановлении естественных биотопов почвы Мичуринск, ФГБОУ ВПО «МГПИ», 2011. – 113 с.
  • Скрипникова М.К., Скрипникова Е.В., Яценко В.Н., Чеснокова И.Н. Микробиология: практикум для студентов биологических факультетов педагогических вузов. - Мичуринск: МГПИ, 2007. – 199 с.
  • Скрылева Л.Ф., Дьяконова И.В., Микляева М.А. Тетрадь для самостоятельной работы по зоологии позвоночных для студентов биологических специальностей. – Мичуринск 2012. (10,2 п.л., 60 экз.).
  • Скрылева Л.Ф., Степанян Е.Н., Попова А.А., Шаламова Т.В. Естествознание: раздел Зоология. Учебно-методическое пособие для лабораторных и самостоятельных работ студентов начальных классов педвузов (изд. 4- е, перараб. и доп.). – Мичуринск-Москва: МГПИ-МПГУ, 2012. – 102 с.
  • Скрылева Л.Ф., Щеголев В.И., Дьяконова И.В., Микляева М.А. Тетрадь для самостоятельной работы по зоологии позвоночных для студентов биологических специальностей. – Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2004. – 12 с.
  • Скрылева Л.Ф., Яценко В.Н. Анатомия и возрастная физиология. Учебно-методическое пособие для студентов факультета начальных классов. – Мичуринск-наукоград, 2012. – 193 с.
  • Скрылева Л.Ф., Яценко В.Н., Микляева М.А., Дьяконова И.В. Анатомо-морфологические особенности пищеварительной системы хордовых животных: Рабочая тетрадь для самостоятельной работы по зоологии. – Мичуринск: МГПИ, 2007. – 65 с.
  • Скрылева Л.Ф., Яценко В.Н., Микляева М.А., Дьяконова И.В. Зоология позвоночных. Пищеварительная система хордовых. Практикум: учебно-методическое пособие. Мичуринск: МГПИ. – 2006. – 76 с. Издание с грифом УМО
  • Скрылева, Л.Ф., Яценко, В.Н., Микляева, М.А., Дьяконова, И.В. Анатомо-морфологические особенности пищеварительной системы хордовых животных: рабочая тетрадь для самостоятельной работы по зоологии учебно-методическое пособие (ГрифУМО) – Мичуринск: МГПИ, 2007. – 65 с. Издание с грифом УМО
  • Спицын И.П.,Савельев Н.И.,Романова Н.П. Общая цитология . - Мичуринск: 2005.- 72 с.
  • Степанян Е.Н., Скрылева Л.Ф., Попова А.А. Естествознание: раздел Зоология: рабочая тетрадь для лабораторных и самостоятельных работ студентов 1 курса факультет начальных классов.- Мичуринск: МГПИ, 2007. – 92с.
  • Трунов И.А., Романова Н.П., Касимовская И.А. Биологический словарь./ Мичуринск: Кварта, 2007. – 96 с. (гриф Мин с/х РФ).
  • Трунов И.А., Романова Н.П., Касимовская И.А. Разработка проекта по системам удобрения в севооборотах. /Воронеж: Кварта, 2007. – 120 с. (гриф Мин. с/х РФ).
  • Федулова Ю.А., Воеводская Н.В., Савельева И.Н. Высоковитаминные продукты в школьном питании.
  • Фролова Л.А., Кирина И.Б. Биомониторинг как экономически эффективный метод оценки состояния окружающей среды: 6-7 классы./ Предметная линия УМК системы «Агробизнес-образование». Мичуринск: ФГБОУ ВПО МичГАУ, 2012. -25 с.
  • Фролова Л.А., Кирина И.Б. Биомониторинг как экономически эффективный метод оценки состояния окружающей среды: Метод. пособие Предметная линия УМК системы «Агробизнес-образование». Мичуринск: ФГБОУ ВПО МичГАУ, 2012. -24 с.
  • Фролова Л.А.,Кирина И.Б. Биомониторинг как экономически эффективный метод оценки состояния окружающей среды: 6-7 классы Рабочая тетрадь Предметная линия УМК системы «Агробизнес-образование». Мичуринск: ФГБОУ ВПО МичГАУ, 2012. -22 с.
  • Чмир Н.М., Чмир Р.А. Флора Тамбовской области. - Мичуринск: МГПИ, 2006.- 118 с.
  • Чмир Н.М., Чмир Р.А., Филимонова Г.И. Особенности преподавания биологии в малочисленной школе./ Мичуринск: МГПИ, 2007. – 131 с.
  • Шаламова Т.В. Рабочая тетрадь для лабораторных и самостоятельных работ для студентов 1 курса факультета биологии заочного отделения. Учебно-методическое пособие. – Мичуринск: МГПИ, 2007. – 48 с.
  • Монографии:
  • 1. Константинов В.М., Пономарев В.А., Зорина З.А., Лебедев И.Г., Маловичко Л.В., Марголин В.А., Рахимов И.И, Резанов А.Г., Родимцев А.С., Фатеева Е.О. Грач (Corvus frugilerus L.) в антропогенных ландшафтах Палеарктики – Москва, 2009. – 384 с.
  • 2. Константинов В.М., Родимцев А.С., Пономарев В.А., Климов С.М. и др. Сорока (Pica рica) в антропогенных ландшафтах палеарктики (проблемы синантропизации и урбанизации): монография. - М.: Прометей, 2004. – 160 с.
  • 3. Микляева М.А., Скрылева Л.Ф. Особенности раннего онтогенеза экологически различных групп птиц. – Мичуринск: Изд-во: ООО НИСА, 2001. - 133 с.
  • 4. Околелов А.Ю. Экология святого озера монастыря Мамонтова пустынь (современное состояние и перспективы сохранения): монография / А.Ю. Околелов, В.Н. Яценко, А.А. Попова, М.А. Золотов и др.; под общ. ред. А.Ю.Околелова. – Мичуринск: МГПИ, 2008. – 190 с. 5. Околелов А.Ю. Эколого-этнографический парк «Урляпов городок»: препринт – Мичуринск: МГПИ, 2010. – 68 с.
  • 6. Позвоночные Тамбовской области: кадастр / А.Н.Гудина, И.В. Дьяконова, А.В.Емельянов, Г.А. Лада, М.А. Микляева, А.Ю. Околелов, Н.П.Петрова, С.Ф. Сапельников, К.А. Скрылева, А.С.Соколов, Д.А.Трапезников, В.Н. Яценко. – Тамбов: ООО Юлис, 2007. – 304 с.
  • 7. Родимцев А.С. Этапность и кри¬тические периоды раннего онтогенеза птиц – М.: Прометей. – 2006. – 308 с.
  • 8. Касандрова Л.И., Попова А.А., Романкина М.Ю., Шаламова Т.В., Шишова М.И.. Видовой состав жужелиц (Coleoptera, Carabidae) Тамбовской области: препринт. – Мичуринск: МГПИ, 2007. – 44 с.
  • 9. Скрылёва К.А., Микляева М.А., Скрылёва Л.Ф., Яценко В.Н. Эколого-физиологические особенности модельных синантропных птиц Центрального Черноземья: монография. – Мичуринск: МГПИ, 2008. – 154 с.
Научные публикации:
  • 1. Лукьянова Е.А., Скрылева Л.Ф., Микляева М.А., Шаламова Т.В., Петрищева Л.П. Комплексная оценка экологического состояния рек Лесной Воронеж и Каменка в окрест-ностях г. Мичуринска// Окружающая среда и ее здоровье: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2004. – С. 10-12.
  • 2. Скрипникова М.К., Фролов А.Ю., Скрипникова Е.В. Прямой метод оценки биологической продуктивности подвоев в первом поле питомника// Растения и животные Тамбовской области: экология, кадастр, мониторинг, охрана: сб. научных трудов / Мичуринский государственный педагогический институт. - Мичуринск, 2005. – Вып. 3. - С. 65-68.
  • 3. Романова Н.П. Цитологические исследования пентаплоидов сливы// Нетрадиционное растениеводство. Эниология. Экология и здоровье 3-й съезд селекционеров: материалы XV международного симпозиума, 3-10 сентября 2006 г. Алушта. – Симферополь, 2006. - С. 256-258
  • 4. Романова Н.П., Зеленков В.Н., Гульшина В.А, Терешкина Л.Б., Белоножкина Т.Г., Лапин А.А. Оценка качества сырья амаранта (Amaranthus L.) по содержанию антиокси-дантов и кальция// Химия и технология растительных веществ: тезисы докладов IV Всероссийской научной конференции. – Сыктывкар, 2006. – С. 268
  • 5. Романова Н.П., Зеленков В.Н., Терешкина Л.Б., Лапин А.А., Федосеева Г.П. Коли-чественная оценка антиоксидантной емкости в листьях некоторых сортов амаранта кол-лекции ботанического сада Уральского государственного университета// Материалы I (IX) Международной конференции Молодых Ботаников в Санкт-Петербурге (21-26 мая 2006 г.). – СПб., 2006. – С.275-276
  • 6. Скрипникова Е.В. Грибные болезни плодов различных сортов яблони ЦЧР в период длительного хранения и меры их предупреждения (монография) - Мичу-ринск, МГПИ, 2005. – 309 с.
  • 7.Шорников Д.Г., Верзилин А.В., Акимова О.М. Действие некоторых гормональных факторов на морфо-биологические показатели клонового подвоя 54-118//Innovative tech-nologies in nury vanagement and rootstock research: Proceeding of Internatijnal Scientific Con-ference (Samokhvalovichy,June,15-Jule,31,2009/- p.12-14.)
  • 8. Фролова Л.А. Некоторые результаты изучения явления цитомиксиса у полиплоид-ных форм смородины черной//Развитие научного наследия И.В. Мичурина по генетике и селекции плодовых культур: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 155-летию со дня рождения И.В. Мичурина (XXII Мичуринские чтения, 26-28 октября 2010 г.)/ под. ред. д.с.х.н., академика РАСХН Н.И. Савельева. – Мичуринск: Изд-во ГНУ ВНИИГиСПР им. И.В. Ми-чурина, 2010. – С. 305-307.
  • 9. Верзилин, А.В., Верзилин А.А.. Формирование бесштамбового четырехрукавного веерного куста винограда//Вестник Мичуринского государственного аграрного университета.- 2010, №2.- с.70-74
  • 10. Грошева Е.В.,Скрипникова, М.К. Технология зимней выгонки растений лилии из группы азиатские гибриды (Asiatic Hybrids) //Актуальные проблемы преподавания гуманитарных, естественно-научных и математических дисциплин в школе и вузе: сбор-ник научных статей/ сост. А.Ю. Околелов.- Мичуринск: МГПИ. - 2010. - Вып.7. – С.164-167
  • 11.Шкатова Л.А., Верзилин, А.В. Влияние препарата «Эпин-экстра» на укоренение зеленых черенков вишни//Актуальные проблемы преподавания гуманитарных, естественно-научных и математических дисциплин в школе и вузе: сборник научных статей/ сост. А.Ю. Околелов.- Мичуринск: МГПИ. - 2010. - Вып.7.- С.173-175
  • 12. Скрипникова М.К., Скрипникова Е.В., Попов А.С. Современный уровень фото-синтетической продуктивности листьев у сортов яблони – сопряженный результат селек-ции на повышение урожайных показателей. Плодоводство и ягодоводство России - М., 2012 , Т.XXXI .- часть 2. - с. 244-249 .
  • 13. Скрипникова М.К., Грошева Е.В. Сортовые особенности роста, цветения и раз-множения тюльпана в Тамбовской области .Плодоводство и ягодоводство России - М., 2012 , Т.XXXI .- часть 1, с. 115-122.
  • 14. Скрипникова М.К., Скрипникова Е.В. Фотосинтетическая продуктивность листьев у сортов яблони при экстремальных условияхпогоды в период вегетации Сб. науч. тр.: «Плодоводство и ягодоводство России». –М., 2012. – Ч.2. – Т. XXXII. – С. 49 – 55.
  • 15. Скрипникова М.К., Скрипникова Е.В. Прицветные листья и их влияние на от-дельные показатели продуктивности деревьев яблони. Вестник МичГАУ. – 2012. -№1, Ч.1. – С. 24 – 28.
  • Скрипникова Е.В., Скрипникова М.К. Особенности развития альтернариоза у плодов яб-лони и груши в период хранения. Сб. науч. тр.: «Плодоводство и ягодоводство России». –М., 2012. – Ч.2. – Т. XXXII. – С. 41 – 48.
  • 16. Грошева Е.В., Скрипникова М.К. Особенности размножения и продуктивности цветения тюльпана в Центрально-Черноземном регионе. Вестник МичГАУ. – 2012. -№1, Ч.2. – С.
  • 17. Протасова Е.С., Абызов В.В. Влияние различных факторов на процессы андроге-неза in vitro и выделение хозяйственно-ценных сортов земляники. Современное растение-водство России: Практика и научные достижения «Агро ХХI». – Москва, 2012. – С. 44-46
  • За последние за 3 года опубликовано 20 ВАКовских статей, 2 статьи в зарубежных изданиях, всего -98 научных статей.
Учебные курсы кафедры:
  • Актуальные вопросы общей биологии и экологии и особенности их преподавания
  • Актуальные проблемы современного природопользования
  • Биогеография
  • Биогеография с основами охраны природы
  • Биологические основы сельского хозяйства
  • Биологические основы современного сельского хозяйства
  • Биологический практикум
  • Биологический эксперимент в школе
  • Биоразнообразие животных
  • Биоразнообразие животных Тамбовской области
  • Биоразнообразие растений
  • Биотехнология
  • Ботаника
  • Ботанические экскурсии по Тамбовской области
  • Вирусология
  • Генетика
  • География
  • Естественнонаучная картина мира
  • Естествознание
  • Зоологические экскурсии
  • Зоология
  • Зоология позвоночных
  • Изготовление наглядных пособий по биологии
  • Изготовление наглядных пособий по ботанике и общей биологии
  • Изготовление наглядных пособий по зоологии и экологии
  • Инновационные процессы в образовании
  • История и методология биологии
  • История садово-паркового и ландшафтного искусства
  • Концепция современного естествознания
  • Ландшафтный дизайн
  • Методика воспитательной работы по биологии
  • Методика обучения биологии
  • Методика обучения и воспитания по биологии
  • Методика организации натуралистической работы
  • Методика организации проектной деятельности
  • Методы экологических исследований и мониторинг окружающей среды
  • Микология
  • Микробиология
  • Микробиология с основами микологии
  • Мир растений
  • Молекулярная биология
  • Морфология и анатомия
  • Некоторые аспекты генетики человека
  • Общая и рекреационная экология
  • Общая и частная физиология растений
  • Общая экология
  • Общие вопросы молекулярной биологии
  • Окружающая среда и биоиндикация
  • Опасные животные Тамбовской области
  • Организация и ведение фермерского и индивидуального крестьянского хозяйства
  • Орнитологический туризм
  • Основы сельского хозяйства в школе
  • Основы экологической культуры
  • Основы энтомологии
  • Особенности преподавания биологии в сельской школе
  • Особенности преподавания в малочисленной школе
  • Охотоведение
  • Охрана природы Тамбовской области
  • Паломнический туризм
  • Паразитология
  • Педагогическая практика
  • Полевые и лабораторные методы исследований экологии животных
  • Природные и агроландшафты
  • Пришкольный участок
  • Проблемы современной экологии
  • Развитие сельского и экологического туризма
  • Развитие теории и практики непрерывного биологического образования
  • Растительные сообщества
  • Рациональное природопользование и охрана природы
  • Региональная экология
  • Региональная экология и экодизайн
  • Рекреационные ресурсы России и Тамбовской области
  • Рыбоводство
  • Садовые культуры
  • Селекция растений
  • Сельский и экологический туризм
  • Систематика высших растений
  • Систематика культурных растений
  • Систематика низших растений и грибов
  • Систематика растений
  • Современные методы исследований в биологии
  • Современные методы исследований в области естественных наук
  • Современные проблемы науки и образования
  • Социальная экология и природопользование
  • Социальная экология и природопользование
  • Сравнительная анатомия животных
  • Страхование в туризме
  • Теоретические и прикладные аспекты биологии растений и особенности их преподавания
  • Теоретические и прикладные аспекты молекулярной биологии
  • Теория и методика обучения биологии
  • Теория и методика преподавания биологии в профильной и высшей школе
  • Теория и методика экскурсоведения
  • Теория эволюции
  • Технология въездного и выездного туризма
  • Технология и организация туроператорских и турагентских услуг
  • Туристско-рекреационное проектирование
  • Фауна Тамбовской области
  • Физиология растений
  • Фитоидикация
  • Фитоиндикационные методы экологического мониторинга
  • Фитоценозы Тамбовской области
  • Цитология
  • Экологическая демография
  • Экологические проблемы производства и защита окружающей среды
  • Экология
  • Экология животных Тамбовской области
Сведения об образовательной организации:
 

Анонсы

27.12.2017 - Фотоконкурс «Чарующие мгновения зимы!»
С 10 ноября до 27 декабря 2017 года редакцией газеты «Вести Мичуринского ГАУ» проводится фотоконкурс...
16.11.2017 - Конкурсно-развлекательная программа «Студенческие забавы»
16 ноября 2017 года в 17:00 в большом актовом зале Мичуринского ГАУ пройдет городская конкурсно-развлекательная...
22.11.2017 - Чемпионат профессионального мастерства «AgroSkills»
С 22 по 24 ноября 2017 года в Мичуринском ГАУ пройдет заключительный этап отраслевого чемпионата...
08.11.2017 - V Владимирские образовательные чтения
8, 11-17 ноября 2017 года в городе Мичуринске состоятся V Владимирские образовательные чтения Мичуринской епархии,...

Новости университета

22.11.2017 - Мичуринский ГАУ завоевал II место в рейтинге оценки качества подготовки кадров Минобрнауки России
Мичуринский государственный аграрный университет успешно прошел мониторинг качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих программы...
22.11.2017 - Первый день работы конкурсных площадок чемпионата «Agroskills»
22 ноября 2017 года в Мичуринском государственном аграрном университете стартовал Чемпионат профессионального мастерства в сфере...
22.11.2017 - В Мичуринском ГАУ стартовал чемпионат «Agroskills»
22 ноября 2017 года в Мичуринском государственном аграрном университете стартовал Чемпионат профессионального мастерства в сфере...
22.11.2017 - Приветствие министра сельского хозяйства РФ в честь открытия отраслевого чемпионата «AgroSkills»
В адрес Мичуринского государственного аграрного университета поступил приветственный адрес за подписью Министра сельского хозяйства РФ...

Яндекс.Метрика

Яндекс.Погода

 
© Все права на материалы, находящиеся на сайте www.mgau.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на www.mgau.ru обязательна.
© ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, 393760, Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Интернациональная, д. 101 Тел.: 8 47545 9-45-01, Эл.почта: info@mgau.ru